Раздел 2. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития

Глава 18. Сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею: применение комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользованию
Программные области
D. Снабжение питьевой водой и санитарно-профилактические мероприятия
Основа для деятельности: 18.47. Снабжение водой, отвечающей санитарным нормам, и оздоровление окружающей среды имеют жизненноважное значение для охраны окружающей среды, улучшения здоровья населения и борьбы с нищетой. Снабжение питьевой водой имеет также важнейшее значение для многих видов традиционных и культурных мероприятий. Согласно оценкам, около 80 процентов всех заболеваний и свыше одной трети смертных случаев в развивающихся странах вызываются потреблением загрязненной воды, и в среднем почти одна десятая часть полезного времени каждого человека затрачивается на лечение передаваемых через воду заболеваний. Согласованные усилия, предпринимавшиеся в течение 80-х годов, позволили обеспечить водой и санитарно-гигиеническим обслуживанием сотни миллионов людей, принадлежащих к беднейшим слоям населения. Среди этих усилий наиболее ярким примером является провозглашение в 1981 году Международного десятилетия снабжения питьевой водой и санитарии, предусмотренного Планом действий, который был принят в 1977 году на Конференции Организации Объединенных Наций по водным ресурсам в Мар-дель-Плата. Было общепризнано, что «все народы, независимо от уровня развития и социально-экономических условий, имеют право на доступ к питьевой воде, количество и качество которой соответствовало бы их основным потребностям»
2. Цель Десятилетия заключалась в обеспечении к 1990 году питьевой водой, отвечающей санитарным нормам, и надлежащими санитарно-гигиеническими условиями населения, проживающего в городских и сельских районах с недостаточным уровнем обслуживания, но даже беспрецедентный прогресс, достигнутый в течение Десятилетия, является недостаточным. До сих пор одна треть населения развивающихся стран проживает в условиях, не удовлетворяющих этим двум основным требованиям, от которых зависит здоровье человека и его достоинство. Общепризнанно также, что важными причинами ухудшения качества воды в развивающихся странах являются канализационные и сточные воды, в связи с чем, внедрение имеющихся технологий, включая соответствующие технологии, и строительство очистных сооружений, могут привести к существенному улучшению положения.
Цели
18.48. В Делийском заявлении (принятом на Глобальных консультациях по вопросам питьевой воды и санитарии в 90-х годах, которые состоялись в Нью-Дели 10–14 сентября 1990 года) официально признана необходимость устойчивого обеспечения всех людей достаточным количеством воды, отвечающей санитарным нормам, и создания для них надлежащих санитарно-гигиенических условий по принципу «лучше понемногу для многих, чем много для немногих». Для реализации целей программы предусматривается использовать следующие четыре руководящих принципа:
a) защита окружающей среды и охрана здоровья людей путем комплексной эксплуатации водных ресурсов и обработки и удаления жидких и твердых отходов;
b) проведение организационных реформ, направленных на внедрение комплексного подхода и предусматривающих изменение процедур, отношения и поведения, а также полномасштабное участие женщин на всех уровнях секторальных учреждений;
c) общинное управление деятельностью по предоставлению услуг, подкрепляемое мерами по расширению возможностей местных учреждений в деле осуществления программ в области эксплуатации водных ресурсов и улучшения санитарно-гигиенических условий и перевода деятельности в их рамках на постоянную основу;
d) разумная финансовая практика, основанная на более эффективном использовании имеющихся ресурсов и широкомасштабном применении соответствующих технологий.
18.49. Опыт прошедших лет свидетельствует о том, что каждая отдельная страна должна установить конкретные целевые показатели. На Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, состоявшейся в сентябре 1990 года, руководители государств (или правительств) призвали повсеместно обеспечить водоснабжение и надлежащие санитарно-гигиенические условия и ликвидировать заболевания, вызываемые риштой, к 1995 году. Согласно оценкам, даже для достижения более реалистичного целевого показателя, предусматривающего обеспечить водой все население планеты к 2025 году, ежегодный объем инвестиций должен вдвое превышать нынешний уровень. Поэтому одна из реальных стратегий удовлетворения нынешних и будущих потребностей заключается в развитии системы менее дорогостоящих, но адекватных услуг, которая могла бы быть создана и функционировать на постоянной основе на уровне общин.
Деятельность
18.50. Все государства, в зависимости от своих возможностей и имеющихся ресурсов и через двустороннее или многостороннее сотрудничество, в том числе с Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с другими соответствующими организациями, могли бы осуществить следующие мероприятия:
a) окружающая среда и охрана здоровья:
i) создание охраняемых районов, где находятся источники питьевой воды;
ii) отвечающее санитарным нормам удаление канализационных и сточных вод с применением соответствующих систем очистки сточных вод в городских и сельских районах;
iii) расширение систем городского и сельского водоснабжения и разработка и расширение систем дождевого стока, особенно на небольших островах, в дополнение к сетчатой системе водоснабжения;
iv) создание и расширение там, где в этом есть необходимость, очистных сооружений и дренажных систем;
v) обработка и безопасное повторное использование в городских и сельских районах бытовых и промышленных сточных вод;
vi) борьба с передаваемыми через воду заболеваниями;
b) население и учреждения:
i) укрепление функций правительств в вопросах управления водными ресурсами при одновременном полном признании роли местных органов власти;
ii) содействие освоению и рациональному использованию водных ресурсов на основе участия общественности, включая потребителей, плановиков и лиц, ответственных за разработку политики на всех уровнях;
iii) применение принципа, согласно которому решения должны приниматься на минимально возможном уровне в консультации с общественностью и с привлечением пользователей для планирования и осуществления проектов водопользования;
iv) развитие людских ресурсов на всех уровнях, включая специальные программы для женщин;
v) проведение широкомасштабных учебных программ, в которых особое внимание уделяется вопросам гигиены, местного управления и снижения степени риска;
vi) международные механизмы поддержки для финансирования и осуществления программ и проведения последующих мероприятий;
c) национальное и общинное управление:
i) оказание поддержки и помощи общинам в вопросах устойчивого управления имеющимися у них системами;
ii) поощрение участия местного населения, особенно женщин, молодежи, коренного населения и местных общин, в управлении водными ресурсами;
iii) увязка национальных водохозяйственных планов с программами общинного управления местными водными ресурсами;
iv) интеграция общинного управления водными ресурсами в процесс общего планирования;
v) развитие на местном уровне первичной медико-санитарной помощи и охраны окружающей среды, включая проведение подготовки и обучение местных общин соответствующим методам управления водными ресурсами и первичной медико-санитарной помощи;
vi) оказание помощи учреждениям сферы обслуживания населения в повышении их экономической эффективности и способности реагировать на нужды потребителей;
vii) уделение большего внимания сельским и пригородным районам со слаборазвитой системой обслуживания, в которых проживают слои населения с низким уровнем доходов;
viii) восстановление неисправных систем, сокращение потерь и безопасное повторное использование водных ресурсов и сточных вод;
ix) программы рационального водопользования и гарантированного функционирования и материально-технического обслуживания;
x) научные исследования и разработки соответствующих технических решений;
xi) существенно расширить возможности очистки городских сточных вод в соответствии с возрастающими потребностями;
d) улучшение понимания населением проблем в этой области и информирования/участия общественности:
i) укрепление секторального мониторинга и управления информацией на субнациональном и национальном уровнях;
ii) ежегодная обработка, анализ и опубликование результатов мониторинга на национальном и местном уровнях как инструмент управления сектором и информационно-пропагандистской работы;
iii) использование ограниченного ряда секторальных показателей на региональном и глобальном уровнях в целях развития сектора и привлечения финансирования;
iv) совершенствование секторальных механизмов координации и планирования, а также осуществления секторальной деятельности с помощью более совершенных способов управления мониторингом и информацией в целях повышения потенциала сектора, в частности, в том, что касается осуществления на общинном уровне самостоятельных проектов.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
18.51. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 20 млрд. долл. США, включая примерно 7,4 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые не льготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
18.52. В целях обеспечения технико-экономической обоснованности, приемлемости и устойчивости проектируемых систем водоснабжения закладываемые в них технологии должны обладать способностью реагировать на потребности и ограничения, обусловленные особенностями соответствующей общины. Таким образом, проектные критерии будут учитывать технические, санитарногигиенические, социально-экономические, институциональные, экологические факторы, а также местные особенности, которые определяют характеристики, масштабы и стоимость проектируемой системы. В развивающихся странах соответствующие международные программы помощи должны быть направлены на решение, среди прочего, следующих проблем:
a) использование, насколько это практически возможно, низко затратных научно-технических средств;
b) использование традиционных и местных подходов, в случае их практической целесообразности, в целях максимального расширения и сохранения участия местных органов;
c) оказание помощи научно-техническим институтам страны в целях содействия в разработке учебных программ для оказания поддержки в областях, крайне необходимых для развития сектора водных ресурсов и санитарно-гигиенического обеспечения.
с) Развитие людских ресурсов
18.53. В целях эффективного планирования и управления водоснабжением и санитарно-гигиеническим сектором на уровне страны, провинции, округа и общины, а также для наиболее эффективного использования финансовых средств в каждой стране должна проводиться подготовка достаточного числа квалифицированных специалистов и технического персонала. С этой целью в странах необходимо разработать планы развития людских ресурсов, при этом должны учитываться нынешние требования и предполагаемые изменения. Впоследствии развитие и деятельность учебных заведений страны должны достичь такого уровня, чтобы они могли играть главную роль в создании потенциала. Необходимо также, чтобы в странах обеспечивалась адекватная подготовка женщин в вопросах устойчивого материально-технического обслуживания оборудования, управления водными ресурсами и улучшения санитарных условий окружающей среды.
d) Создание потенциала
18.54. Ответственность за осуществление программ в области водоснабжения и санитарии возлагается на государство. Ответственность за реализацию проектов и функционирование систем должна быть в различной степени делегирована административным органам на всех уровнях вплоть до общин и отдельных лиц. Это также означает, что национальные органы совместно с учреждениями и органами системы Организации Объединенных Наций и другими учреждениями, оказывающими внешнюю помощь при осуществлении национальных программ, должны разрабатывать механизмы и процедуры сотрудничества на всех уровнях. Это особенно важно в случае необходимости в полной мере извлечь те преимущества, которые дают выработанные на базе общины подходы и опора на собственные силы как средство обеспечения устойчивости. Это предполагает высокую степень участия общины, привлечение женщин к разработке, планированию, принятию решений, осуществлению и оценке проектов местного водоснабжения и санитарно-гигиенических мероприятий.
(ДАН: позволю сделать небольшое замечание — государство может ставить перед собой и обществом самые разные задачи, но перед каждым из нас, когда возникают вопросы, касающиеся своего здоровья и здоровья окружающих людей, полагаться только на государственных управленцев не всегда целесообразно.)
18.55. Необходимо наращивание общенациональных мощностей на всех административных уровнях, включая институциональное развитие, механизмы координации, людские ресурсы, участие общин, обучение санитарии и гигиене и повышение грамотности, как фактора, коренным образом связанного со всеми усилиями по развитию здравоохранения и социально-экономическому развитию путем совершенствования водоснабжения и проведения санитарно-гигиенических мероприятий и с их влиянием на окружающую человека среду. В связи с этим создание мощностей должно являться одним из ключевых аспектов стратегии осуществления поставленных целей. Создание институциональных мощностей следует считать столь же важным, сколь и материально-техническое снабжение и оборудование сектора, и в этой связи финансовые средства необходимо выделять для нужд обоих направлений деятельности. Осуществить это можно на этапе планирования или при разработке программы/проекта, при этом четко должны быть определены задачи и цели. В этом отношении, решающее значение имеет техническое сотрудничество между развивающимися странами, поскольку они обладают большим объемом информации или ими накоплен богатый опыт, а также для предотвращения «изобретения вновь колеса». Такое сотрудничество уже подтвердило свою экономическую эффективность в проектах многих стран».
Далее можно привести выдержки из 298000 сообщений и отметить хотя бы не полный перечень государств, которые уже столкнулись с проблемой обеспечения населения питьевой водой, а некоторые из них участвовали или продолжают участвовать в конфликтах с соседними странами или регионами.
Перечень стран и регионов, имеющих проблемы с водой
Страна, регион Конфликт (К), проблема (П) Решение Возможные методы Примечания
Азербайджан П, К Нет
Армения П, К Нет
Африка (южнее Сахары) П, К Нет
Ближний Восток К
Египет
Израиль П, К Нет Опреснение
Индия П
Ирак К Нет
Казахстан П, К ???
Кыргызстан
Китай П
Монголия П Нет
Пакистан
Россия П, К Максимальное использование опреснения и модификации солевого состава
Саудовская Аравия П Опреснение
Сирия К Нет
Соединённые Штаты Америки
Таджикистан
Туркменистан
Турция К Нет
Украина К Нет
Центральная Азия
Заполнение таблицы можно продолжать, но автор полагает, что сотрудники Роспотребнадзора имеют более полные сведения, из которых следует настоятельная необходимость решения проблемы обеспечения качественной питьевой водой в целом всего населения Земли и, как это не покажется странным, жителей Российской Федерации. Рассмотрим проблему качества питьевой воды и критерии её оценки позднее. А сейчас вернёмся к цитированию сообщений в Интернете.
«Проблема питьевой воды в Азербайджане наиболее наболевшая после… второй по значимости после карабахского конфликта проблемой воды …
За последние 50 лет отмечены 507 «водных» конфликтов, 21 раз дело… Проблема, связанная с загрязнением питьевой воды в Азербайджане также …
13 ноя 2014 … Известно, что по запасам питьевой воды Азербайджан … водой, но проблема в том, что этой воды на всех не хватает. … В связи с этим на Земле начнут вспыхивать международные конфликты за водные ресурсы.
На Ближнем Востоке водные ресурсы распределены неравномерно. … Конфликт между Турцией, Сирией и Ираком до сих пор не решён, в том числе и …
Возможные мировые водные конфликты (из доклада ООН) … Мир опять поделился: на тех, у кого воды еще много, и тех, у кого она уже заканчивается. … мировых запасов, а возобновляемые водные источники не превышают 1% ….. В наибольшей степени испытывают недостаток в питьевой воде страны …
Богатый мир, бедный мир. Людям в богатых странах трудно представить себе, … Однако, 1,1 миллиард человек не имеют доступа к чистой питьевой воде, … (ДАН: и дело доходит) до конфликтов» «По всему миру источники воды по-прежнему засоряются, …
При угрозе международного водного конфликта страны находят возможность сотрудничать. … к источникам относят: ледники, подземные воды, «застойную» воду в Восточной Азии. Менее обеспечены и самые населенные страны мира –
Китай, Индия, … страны с ограниченным доступом к питьевой воде.
Вода как источник конфликта … Для многих стран мира – тех, что переживают водный стресс или, тем …. воды хватит только на питьевые нужды…
14 апр 2016 … Конечно, Индия не одинока в вопросе не хватки воды. … Водные ресурсы: мир на пороге новой катастрофы • 10 стран с … слишком много воды из подземных источников, заставили пять … Свыше 60% ирригации в сельском хозяйстве и 85% питьевой воды приходится на подземные воды.
В. Лисицын — ‎2017 — Health & Fitness… мира. И все же, если сегодня человечество еще кое-как справляется с … городские системы водоснабжения во многих городах стран мира. Тогда власти будут вынуждены возить питьевую воду в цистернах из постепенно
пересыхающих естественных источников, расположенных вблизи их
городов.
28 май 2015 … Дефицит пресной питьевой воды в мире знаком человечеству с … развитием конфликтов и дальнейшего возрастания количества проблем в развитии экономик стран мира … Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для питья воду из небезопасных источников, которая зачастую

8 дек 2008 … Автор книги «Водные ресурсы и конфликты» Питер Глейк … Иными словами,вода не только источник жизни, но и козырная карта в … Почти четыре десятка стран мира, географически испытывающие дефицит воды, – это …. «
для сирийцев Евфрат – это и электроэнергия, и питьевая вода, …
39 стран мира получают большую часть необходимой им воды из-за
границы. … Среди зависимых от чужих водных источников стран находятся такие …. Конфликты и напряженность в связи с водными ресурсами чаще возникают в …. Проблема обеспечения чистой питьевой водой особенно остро стоит в …
16 апр 2017 … Как известно, вода — источник жизни, и у нее есть свой праздник. Каждый год 22 марта планета отмечает Всемирный День воды или … испытывают недостаток в питьевой воде.
Более 1,4 млрд. человек не имеют доступа к чистой, безопасной воды во всем мире.
Разрыв между водоснабжением и спрос на них постоянно растет, как ожидается, достигнет 40% к 2030 году.
К 2025 году треть населения мира будет зависеть от нехватки воды.
Вторжение ядовитых морских водорослей на побережье
Омана вызвало в нескольких случаях приостановку водозаборных систем для…
Войны за воду Военное обозрение https://topwar.ru/1303-vojny-za-vodu.html
6 сен 2010 … 80 стран, на территории которых проживает 40% населения … В течение «Международного десятилетия питьевой воды и … вызванных дефицитом воды, ежедневно в мире умирает около … Там, в степи, колодцы – редкость, и за источники воды шла ожесточенная, смертельная борьба».
Водные ресурсы конфликты all-university.ru/geografiya/vodnye-resursy-konflikty
11 апр 2017 … Не только дефицит воды может заронить зерна конфликта, но и конфликт может … около 60 миллионов человек не пользуются чистой питьевой водой. … Воды все более и более не хватает, а новые источники пресной воды …. Немногие страны мира, богатые водными ресурсами, могут …
Каширин В.В. Время гидрополитики, или Тайная власть воды gpf-europe.ru/upload/…/the_time_of_hydropolitics.pdf‎
«Время гидрополитики, или Тайная власть воды», это книга -презентация новой науки — гидрополитологии. Автор, анализируя влияние водных ресурсов на политическую и экономическую ситуации в отдельных регионах мира и на планете в целом, делает вывод о том, что актуальность и масштабы проблемы нарастающего глобального дефицита водных ресурсов дают основание выделить гидрополитологию в отдельную отрасль научных знаний…».
Вот вам, уважаемые читатели, ещё один пример, который сегодня может в той или иной мере коснуться каждого из россиян — намерение Монголии, испытывающей энергетический дефицит, построить комплекс гидротехнических сооружений на реке Селенга, впадающей в озеро Байкал. Проект уже разработан — идёт обсуждение. Как Вы думаете, чем оно закончится?
Выдержки фрагментов сообщений можно продолжать, но мы не будем этого делать, так как основная цель книги, по мнению автора, заключается в описании выхода (ов) из создавшегося положения.